• Связность в монтаже [Питер Уорд]

    К стыковке двух кадров предъявляются не только технические требования. Есть и более тонкие требования при монтаже, которые надо удовлетворить, чтобы зритель не заметил то, что кадры менялись. С визуальной точки зрения очень неприятно, если зрительское внимание постоянно отвлекается сменой кадров.

    Связность в монтаже - Питер УордДвижущееся изображение в кино и телевидении создаётся за счёт постоянной смены статических кадров. Впечатление движения получается благодаря тому, что человеческое восприятие объединяет отдельные образы.

    Одной из причин этого является то, что соседние кадры сюжета очень мало отличаются друг от друга. Если на следующем кадре появится новая информация (там, где прежде было лицо, появился самолёт), системе глаза/мозг потребуется некоторое время, чтобы осознать это.

    Чем больше визуальная разница между двумя кадрами, тем больше вероятность, что зритель это заметит.

    В основе монтажной технологии лежит поиск способов сгладить визуальную разницу между соседними образами. В общем, смена кадра может пройти незаметно:

    если в отдельных кадрах персонажи (если идёт замена одного другим) схожи по размеру, имеют над головой одинаковое пространство, перед ними одинаковое пространство, охватываемое взглядом (если оба сняты в профиль), угол объектива одинаков (то есть если внутренняя перспектива аналогична) и одинакова высота установки камеры;

    если смежные изображения схожи по цветовому тону (по телесным тонам, по яркости фона и так далее) и если в последующих кадрах у одного и того же объекта (к примеру, трава на стадионе) цвет не меняется;

    если сохраняется непрерывность действия (то есть положение тела, поза) и поток движения в кадре перетекает в следующий;

    если есть существенное изменение масштаба кадра или угла объектива при вставке кадра с тем же персонажем или если есть существенное изменение содержания кадра;

    если есть постоянство освещения, звука, декораций и окружающей обстановки и сохраняется характер игры или представления.

    Как мы уже говорили ранее, при создании программы и особенно при монтаже в стиле «невидимой» техники предъявляются следующие требования:

    съёмочные эпизоды должны быть структурированы так, чтобы зритель мог понять место, время и логику происходящего, а каждый кадр следовал линии действия, обеспечивая логичность движения поля зрения так, чтобы было ясно, где действие происходит;

    незаметные движения камеры и перемены в кадре должны направлять внимание зрителей на содержание съёмочного эпизода, а не на механику съёмки;

    «невидимая» техника должна создать у зрителей иллюзию того, что отдельные кадры (возможно, снятые в разное время и в другой последовательности) составляют часть непрерывного события, которое они наблюдают.

    Монтаж переходом означает переключение внимания с главного объекта (рис. а). Это или реакция на произошедшее событие (к примеру, показ зрителя, слушающего то, что говорит оратор (рис. 6), или подтверждение высказанной мысли.

    Врезка обычно означает концентрацию внимания на главной теме. В приведённом выше примере эксперт по античности (на поясном плане) говорит о детали керамического изделия, и для поддержки его замечания нужно сделать резкий переход к крупному плану вазы (в), а далее к ещё более крупному (г), показывая клеймо мастера, чтобы зрителю было ясно, о чём идёт речь. Благодаря этим вспомогательным кадрам главная мысль сюжета подтверждается не только тем, что было сказано зрителям, но и тем, что они могли видеть сами.


    Источник: premium-video.ru

27.05.2011