• Ассоциативный монтаж

    Ассоциативный монтаж
    Кроме технических способов перехода от одной сцены к другой существуют переходы ассоциативного характера. Изобразительные ассоциации и аналогии становятся одним из художественных элементов ведения киноповествования. При помощи ассоциативного монтажа мы можем перенестись в любой отрезок времени, переместиться на любое расстояние, в любую точку земного шара или на другую планету, в космос.

    Чередующиеся сцены должны вызывать у зрителя мысль о подобии, взаимосвязи, аналогии показанных образов или событий. Например, это могут быть метафоры: человек-монумент, человек-птица, человек-чайник. Такой монтаж подходит для навязывания зрителю мнения о взаимообусловленности событий и явлений, символичности происходящего на экране.

    Здесь можно отступать от многих правил построения эпизода. Вполне допустимо начинать сцену с детального плана для вызова ассоциаций с предыдущим кадром, заканчивающимся показом объекта с подобной деталью. Например: неосторожно брошенная горящая спичка - огонь - лесной пожар, или карие глаза мужа и преданная мордочка любимого пса, или лицо папы и носик сына.

    Бывают оправданны компьютерные эффекты, даже морфирование, например, падающая на язык добродушного кота капля валерьянки превращает его в страшного тигра; тщательное и длительное протирание гранёного стакана преобразует последний в хрустальный бокал, ибо терпенье и труд всё перетрут.

    Можно использовать широкомасштабный наезд или отъезд камеры (лесоруб, закончив работать, оставляет после себя пустыню, которая становится видна после отъезда камеры или трансфокатора).

    В большинстве случаев монтируемые кадры объединяются так, что происходящее в них действие относится к показываемому эпизоду. Но бывают и исключения, когда между монтируемыми кадрами не прямая связь, а ассоциативная. Иногда она достаточно прозрачна, иногда она не совсем очевидна, но в том и другом случае, ассоциативный монтаж заставляет зрителя задуматься, искать объяснение и связь между показанными эпизодами.

    В качестве примера применения такого приёма можно указать на фильм Чарли Чаплина "Новые времена", где сначала показана отара овец, движущаяся в загон, а затем в последующих кадрах показан большой город и толпа людей, движущихся ко входу в метро.

    Ассоциативный монтаж нередко помогает доносить до зрителя содержание сцены, эпизода или характеристику действующего лица в более заострённой художественной форме. Элементарным примером может служить последовательный показ то грубого, злого человека, то разъярённого цепного пса ("злой, как собака").

    Пример ассоциативного монтажа

    Герой, мечтающий о путешествиях, наблюдает за вьющимися в небе птицами. Благодаря счастливому стечению обстоятельств его мечты сбываются. На экране летящая стая журавлей, и в следующем кадре герой сам летит на самолёте в далёкие края.

    Благодаря такому приёму перемена места, в котором находился герой, и времени, когда это произошло, осуществлена не банальным способом. Естественно, при условии использования оригинальных метафор. Количество и качество таких находок говорят о художественном уровне произведения, свидетельствуют о таланте и умении его автора.

    На основе аналогий можно соединять между собой сцены, используя сходство различных предметов, объектов, ситуаций как в изобразительной, так и в звуковой части. Например, при посредстве диалогов или музыкальных мотивов.

    Пример ассоциации:

    На днях мы ехали с женой по МКАД и в какой-то момент её внимание привлекла красивая машина.
    "Что это за марка?" - спросила она меня.
    "Subaru" - ответил я.
    Буквально через несколько секунд жена начинает рассуждать о том, что, на днях ей звонил наш общий знакомый, который надолго пропадал из виду.
    "Странно" - сказал я. И какая связь между "Subaru" и этим человеком, почему ты о нём сейчас вспомнила ?
    Оказывается давным-давно, этот человек покупал автомобиль марки "Subaru" и всем рассказывал о том, какая это замечательная и крутая машина. Эти воспоминания и вызвали ассоциативный переход от созерцания автомобиля к недавнему разговору с нашим общим знакомым.

    Пример перехода от одного эпизода к другому

    Эпизод заканчивается показом группы людей, греющихся ночью в лесу у костра.
    Заключительный кадр эпизода — крупный план пламени костра.
    Начальный кадр следующего эпизода также начинается с крупного плана пламени. Но это горят уже не дрова костра а поленья камина в уютной комнате где беседуют люди и не подозревают какие трудности испытывают их друзья из первого эпизода.

    Образец Ассоциативного монтаж

    Если в фильме показать сначала студентов в аудитории, то потом достаточно врезать один кадр - заведующая учебной частью подводит итог рабочего дня, - как уже можно вернуться в ту же аудиторию через день, два, три. Всего одна секунда нужна для того, чтобы снять в мозгу зрителя ощущение непрерывного течения времени и сделать любой скачок. Если один из героев скажет: "Знаете, ребята, я решил поехать к тёте в Харьков", то достаточно после этого показать вертящееся колесо паровоза, чтобы действие могло быть перенесено в Харьков. Колесо присутствовало на экране всего одну секунду, а время уже разорвано.
    Смена кадра практически означает для зрителя выключение из реального хода времени.
    Даже если режиссёр развивает нормальную, беспрерывную в житейском смысле сцену и вставляет в неё любой кадр, хотя бы штепсель на стене, он уже может резко менять временные категории, пропустить минуту или час, перейти с утра на вечер или с ночи на утро.

    Ассоциации бывают, как явно выраженные, так и скрытые.

    Образцы и примеры ассоциативного монтажа


    Пример ассоциативного (интеллектуального) монтажа по материалам фильма Дзиги Вертова "Человек с киноаппаратом".


    Виктор Салтыков - Стрелы (официальная версия). Музыкальный клип в котором очень интересно подобран ассоциативный видеоряд.


    Образцы и примеры ассоциативного видеомонтажа.

    Ещё по теме: Композиция кадра: «Золотое сечение и правило третей»
    Центрирование объекта в кадре / Wes Anderson Centered


    Источник: Editlw.ru

13.03.2012