Есть некоторый набор технических приёмов, используемых большинством операторов во время съёмки. Многие из этих приёмов были выработаны ещё в начале XX века, когда создатели первых кинофильмов, работая методом «проб и ошибок», создавали азбуку монтажа, выбирали размер кадра и характер движения камеры, которые теперь считаются стандартными.
Умению выбрать кадр, снять, а затем и смонтировать материал так, чтобы зрители этого монтажа и не заметили, коммерческое кино училось не один год. Основной идеей было стремление убедить зрителей в том, что они наблюдают непрерывную последовательность событий, происходящих в «реальном» времени. Для этого требовалось скрыть механику создания фильма, сделать её «невидимой». При такой технологии создаётся непрерывный видеоряд, направляющий внимание зрителя на содержание снимаемого эпизода, делая механику съёмки незаметной. Работая в такой технике, содержание кадра меняют незаметно, стараются привлечь внимание зрителей к тому, что происходит в эпизоде, с тем, чтобы передвижение камеры и, соответственно, изменение изображения в кадре не отвлекли их от основного действия.
Существует и другая техника съёмки, при которой преднамеренно привлекают внимание зрителей к съёмочным средствам. Съёмочные приёмы и движения камеры подчёркиваются с целью имитации реализма неотрепетированной сцены или чтобы напомнить зрителям, что перед ними художественное произведение. Как в новостных съёмках, оператор делает вид, что все происходящее — для него полная неожиданность. В телевизионном производстве, в общем, принята «голливудская» невидимая техника.
— создать технически приемлемое изображение (т. е. с правильной экспозицией, балансом белого, сфокусированное и т. д.);
— снять эпизод, имеющий значение для всего сюжета, в стиле, приемлемом для данного жанра;
— снять эпизод, который привлечёт и будет удерживать внимание зрителя (при помощи соответствующего кадрирования, движения камеры, композиции кадра, освещения и т. п.);
— снимать эпизоды, которые впоследствии можно смонтировать.
— съёмочные эпизоды должны быть структурированы так, чтобы зритель мог понять место, время и логику происходящего;
— каждый кадр должен отслеживать линию действия, обеспечивая логичность движения поля зрения так, чтобы было ясно, где действие происходит (к примеру, расположение камер на футбольном матче);
— незаметное движение камеры и перемены в кадре должны направлять внимание зрителей на содержание съёмочного эпизода, а не на механику съёмки;
— «невидимая» техника создаёт у зрителей иллюзию того, что отдельные кадры (возможно, снятые в разное время и в другой последовательности) составляют часть непрерывного события, которое они наблюдают.
— незаметных врезок;
— движения камеры, мотивированного действием или диалогом;
— движения камеры, синхронизированного с действием;
— соответствия игры, освещения, настроения и действия.
Целью этого краткого экскурса в историю съёмочной техники было стремление показать вам, что вместо простого запоминания того, что можно и чего нельзя в телевизионной съёмке, лучше понять, почему существуют эти приёмы. В основе всех съёмочных приёмов лежит отлаженная технология. То, как скадрирована сцена, как производится наезд, величина свободного пространства в верхней части кадра — всё это вовсе не «дело вкуса» снимающего, хотя и личные предпочтения влияют на выбор композиции кадра. За всем этим — более чем 90 лет развития «рассказов в картинках». Большинство приёмов было выработано при создании «невидимой» техники. Знание причин создания съёмочных приёмов полезнее простого запоминания инструкций. Тогда при возникновении новой съёмочной ситуации вы можете применить принципы «невидимой» техники.
Источник: EditLw.Ru