• Практическое занятие 2 (Продолжение этюда «Читатель»)

    Это практическое задание – прямое продолжение предыдущего (Занятие 1).

    Озвучьте предыдущий этюд как минимум в 3 вариантах, пытаясь создать звуковой картиной совершенно разное ощущение, атмосферу и даже жанр. Естественно, речь идет не о том, чтобы «залить» все одной-двумя муз. темами. Попытайтесь создать насыщенные звуковые картины, разворачивающие и даже переворачивающие смысл происходящего в кадре действия – это прямой путь в вертикальный монтаж и далее – в монтаж аттракционов. Например: романтизм, детектив, одиночество… (добавить по вкусу). Использовать менее двух дорожек вряд ли получиться – ведь должно быть и общее дыхание атмосферы, и синхронные звуки, и акценты, и то, что происходит (звучит) в этот момент за рамкой кадра… Но ведь любой средний линейный монтажный комплекс как минимум 2 дорожки обеспечивает. Можно к тому же (ведь не в эфир делаем) свести их в одну на другую кассету, а затем подложить 3-4. Ну а уж если в руках «нелинейка»…

    Правда, во всем хорошо чувство меры: бедная звуковая картинка не даст никакого эффекта, будет скучна, а перенасыщение звуком тоже может либо размыть смысл видеоряда, либо, при равной силе акцентов, превратить его в барабанную дробь. Поэтому отбор звуков должен быть предельно осмыслен и точен.

    Результат: неподготовленному зрителю опять же должно быть ИНТЕРЕСНО это смотреть, но воспринимать все три сюжета он должен по разному, т.е. по разному вычитывать их идею, сюжет и смыслы. Если есть возможность, хотя бы один стоит проработать с профессиональным звукорежиссером.

    Прорабатывается:

    1. Учет сочетаний разноплановых звуков и из воздействие на зрительское восприятие.
    2. Организация атмосферы эпизода средствами саундтрека.
    3. Способы создания «глубины» действия, события, расширение рамок кадра закадровым звуком, ухода от «бедность» кадровой конкретики.
    4. Точность и внятность звуковой акцентировки.
    5. Соразмерность внутрикадровых и закадровых звуков, их тональностей и ритмов.
    6. Протяженность звуковой линии и использование звука для усиления драматургии и удержания внимание зрителя.
    7. Подход к комплексной аудиовизуальной разработке эпизода и, далее, экранного образа.

    И т.д...

    Эта практика помогает реально перейти от «озвучивания» к работе со звуком, как полноправным экранным элементом, заставить работать на себя сильнейшее средство управления восприятием и вниманием зрителя.

    Несколько советов:

    Сначала все проработать на бумаге. Да, 80% съемочно-монтажной работы идет за письменным столом. Много поколений студентов бунтовало против этого утверждения, но это правда и с этим надо смириться. Как? Просто помнить, что деньги нам платят не за технологию, а за умную голову (а это ведь и приятней, правда?);

    Не начинайте 2 звука одновременно: обычно это приводит к тому, что «смазываются» оба и их смысл становиться невнятным;

    Несколько звуков не могут иметь одинаковый или близкий уровень (громкость). В акценте всегда что-то одно;

    Совпадение начала звука со склейкой дает мощный акцент. Прием мощный. Но всегда ли он нужен?

    Опять же, не рассчитывайте на достойный результат с первого раза. Сделайте 3…4 варианта;

    Перед работой перечитайте все, что найдете по монтажу и звуку в кино и на ТВ (принципиальной разницы нет никакой).

    Успехов!


    Автор: Каминский Андрей Станиславович
    Источник: v-montaj.narod.ru

02.02.2014