• Композиция кадра: «Золотое сечение и правило третей»

    Композиция - это правильное расположение и сочетание всех элементов кадра (фото или видео, особого значения не имеет), их совокупность, а также применение различных изобразительных и технических методов, которые позволяют с предельной выразительностью показать замысел создателя фильма. Одно из основных правил композиции — это правило золотого сечения и третей. Мысленно разделите кадр на три равные части по горизонтали и вертикали, и представьте эту сетку.

    Что такое золотое сечение ?

    Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) — деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине. Более подробно читаем на http://ru.wikipedia.org/wiki/Золотое_сечение

    Что такое правило третей ?

    Правило третей — это принцип построения композиции, основанный на упрощённом правиле золотого сечения. При определении зрительных центров кадр, как правило, делится линиями, параллельными его сторонам, в пропорциях 3:5, 2:3 или 1:2 (берутся последовательно идущие числа Фибоначчи). Последний вариант даёт деление кадра на три равные части (трети) вдоль каждой из сторон. Более подробно читаем по адресу http://ru.wikipedia.org/wiki/Правило_третей

    Композиция кадра. Золотое сечение. Правило третей

    Каждая линия, проходящая по экрану, делит его на две части. Причём одна из частей по площади больше другой ровно в два раза. Две вертикальные и две горизонтальные линии, четыре точки пересечения. Хотите, чтобы ваши кадры не вызывали у зрителя отторжения на уровне психологии (неважно, что там в них изображено)? Старайтесь располагать основные элементы кадра на пересечении невидимых линий, не забывая о взглядах и движениях.

    Композиция кадра. Золотое сечение. Правило третей

    При съёмке морских пейзажей линия горизонта обычно располагается так, что делит кадр в соотношении 1:2, то есть две трети кадра должно занимать или море, или небо. Не рекомендуется располагать линию горизонта посередине кадра – это отвлечёт зрителя от основного объекта съёмки.

    Золотое сечение. Тренировка расположения главных объектов в кадре

    Умение вписать главные объекты в «золотое сечение» — одно из искусств, которым необходимо овладеть видеооператору. Обращаю внимание, что для тренировки в выстраивании «золотого сечения» необязательно постоянно глядеть в видоискатель камеры, тренироваться можно всегда и везде, просто представляя, как бы вы скадрировали те картины, которые видите перед собой каждый день в быту. Мысленно накидывая сеточку «золотого сечения» на любую сцену, вы получите неплохую тренировку.

    Любую, даже хорошо сделанною съёмку можно испортить неправильной композицией. Композиция — это не только умение грамотно расположить объекты в кадре, объединить их в единое целое, но и умение заинтересовать зрителя, привлечь его взгляд к своей работе. Чаще всего оператор находит правильную композицию по наитию, это надо чувствовать, но это не значит, что этому нельзя научиться.

    В процессе съёмок вы часто будете сталкиваться с ситуацией, когда (по самым разным причинам) главный объект начинает выходить из кадра. Вот он нарушил пропорции золотого сечения, вот уже у самого края... Что делать? Если вы снимаете футбольный матч – тогда ответ очевиден, старайтесь вести мяч и группу игроков вокруг него и дальше, обычно соревнования снимаются для того, чтобы зритель мог точно знать, кто, на какой секунде, какой ногой… и т.д.

    Если за кадром произойдёт что-то важное (а много ли надо времени, чтобы забить гол?) — разумеется, ценность вашей съёмки сразу и резко снизится. Но мы вроде толкуем о художественной съёмке? Тогда задумайтесь: сцена, в которой герой подбегает к границе кадра, затем зритель видит судорожное движение видеооператора с целью не дать ему «сбежать»...

    Моё (и не только моё) мнение — сцена, пригодная к любованию, уже закончилась, причём в тот момент, когда герой пересёк границу не кадра, а ещё только разрушил его композицию. Что делать? Вот именно в момент разрушения композиции? Если нельзя плавно, ненавязчиво для зрителя, подстроить кадр — то у Вас два выхода.

    Снять следующий план, где герои опять вписаны в сечение. Причём следующий кадр должен будет «подхватывать» объект именно на том моменте, как он начал своими движениями «ломать» красоту предыдущего. Возможно, следующий план надо будет сделать не неподвижным (а то опять человек промелькнёт в кадре, и лови его в третий раз), а сразу задать некоторое панорамирование камеры, чтобы любоваться хорошим кадром подольше. Кадр, который вы хотите пристыковать к предыдущему, кроме того, что должен быть эстетически красивым, должен соответствовать ещё нескольким условиям, о них ниже. Но если коротко - он должен отличаться от предыдущего, но так, чтобы отличие не било по глазам слишком сильно. Читайте дальше, и всё станет понятно;

    Дать главным действующим лицам выйти из кадра. Не стоит постоянно сопровождать камерой все движения героев или важных предметов. Пусть временами герои выходят из кадра. Причём сцена должна обрываться не на том моменте, когда одной ногой человек уже там, за кадром. Только после того, как объект исчезнет с экрана полностью, давайте следующий кадр.

    При репортажной съёмке, когда нет железно установленного порядка съёмок, и вы не можете потребовать переиграть сцену, вам постоянно придётся думать, как скомпенсировать неожиданное, не предусмотренное вами изменение композиции кадра. При постановочных съёмках, разумеется, просто надо будет переиграть сцену, а при отсутствии такой возможности? Если вы непросто видеооператор, а видеограф — то есть человек, полностью делающий законченный видеопродукт, то постоянный поиск решений в этой области будет постоянно сопутствовать вам на вашем творческом пути. Выпустить объект из поля зрения, сопровождать его или срочно искать следующий кадр — именно на вас лежит выбор.

    Правило трёх

    Это не «Правило третей», а немного другой приём, который можно назвать как «правило трёх» или «магия чисел». Когда присутствие третьего объекта в кадре добавляет ему привлекательности.

    Композиция кадра. Магия чисел в кадре при построении композиции

    В кадре где две водоплавающие птицы – снимок, скажем, не очень хорошо смотрится. Вроде бы и присутствует некое равновесие, но что-то не так. «Добавим» на снимок ещё одну птичку. Вот… согласитесь уже другой вид! Присутствие третьего объекта на снимке добавляет ему привлекательности.

    Кстати, «магия чисел» действует не только на количество самих объектов, но и на их свойства – ради эксперимента попробуйте использовать три доминирующих цвета, три зрительных области кадра, три линии.

    Возможно, этот приём как-то связан с тем, что композиция должна быть сбалансирована, уравновешена, чтобы приятно смотреться. Не знаю, но факт есть факт – «правило трёх» работает в большинстве случаев!

    Правило диагонали

    Сюжет кадра располагается по линии диагонали.

    Композиция кадра. Диагонали

    На рисунке показан момент восхождения группы экскурсантов на крутой берег реки. Построение кадра по диагонали в этом случае создаёт впечатление движения людей.

    Делим нижний край кадра пополам, на две части. Каждую из этих двух частей делим ещё на три части. Точно так же поступаем и с правым краем кадра. Проводим диагональ и линию, которая на рисунке показана красным цветом. Объекты должны располагаться по этой пунктирной диагонали. Особо важные части сюжета должны располагаться по красной линии.

    Подборка видео. Уроки на тему «Композиция кадра: Золотое сечение и правило третей»


    Разновидности Планов и Правило Третей в конце ролика.


    Киношкола [en]: Методы кадрирования. Правильное построение видеокадра. Правило «Третей» является базовой техникой композиции, используемой в кино, анимации, дизайне, живописи, фотографии. Урок на иностранном языке, с примерами съёмки фильма.


    Правила композиции кадра и Золотого сечения.


    Как правильно нарушать правила композиции [фотогора].

    Ещё по теме: Ассоциативный монтаж
    Центрирование объекта в кадре / Wes Anderson Centered


    Источник: EditLw.Ru

25.03.2012