• Эффектная видеосъемка

    Профессиональные хитрости и трюки или видеосъёмка с применением эффектов, используя специальные функции видеокамеры.

    Трюковыми видеосъемками называют съемки сцен с изображением необычных действий и явлений, создающие неожиданные эффекты.

    Комбинированные (эффектные) видеосъемки — это приемы и способы съемки, позволяющие объединять в одном кадре изображения, снимаемые в разное время или в разном масштабе.

    Зная основные приемы и способы трюковых и комбинированных съемок, видео- любитель может в необходимых случаях выбирать наиболее подходящий из них в пределах имеющихся возможностей для решения той или иной изобразительной задачи.

    Возможности видеокамеры ограничены, поэтому далее будут рассмотрены лишь такие способы трюковых и комбинированных съемок, которые видеолюбитель может осуществлять самостоятельно, используя ту модель видеокамеры, которая у него имеется, и применяя на заключительном этапе линейный монтаж.

    Трюковая съемка

    Прием «Стоп»

    Этим приемом можно получить на телеэкране эффект внезапного превращения. Например, шляпа мгновенно исчезает с головы действующего лица или так же мгновенно появляется.

    Делается это так: в определенный момент актер по команде режиссера останавливается и съемка прекращается, затем на объекте съемки производятся нужные изменения и съемка продолжается. При монтаже фильма лишние кадры «обрезают», и на телеэкране зритель видит внезапное изменение или превращение.

    Прием «Стоп» можно осуществить любой видеокамерой.

    Замедленная и ускоренная видеосъемка

    При замедленной съемке движение на телеэкране будет ускоренным, а при ускоренной — замедленным. Создать плавное замедленное или плавное ускоренное движение видеокамерой невозможно (исключение составляет цейтраферная видеосъемка, при которой создается иллюзия быстрого распускания цветка, — отдельные кадры снимаются в течение длительного времени с временными интервалами). Иллюзия замедленного или ускоренного движения в какой-то мере может быть достигнута при съемке видеокамерами Panasonic и Sony.
    Воспользуемся функцией Cain Up. При съемке движущегося объекта иллюзия дискретного плавного замедленного движения создается за счет ощутимой размазанности движений. Эту функцию можно с успехом использовать, если вы хотите показать, что у героя, который смотрит на снимаемый в данный момент объект, помутилось в глазах. Для этого достаточно слегка медленно поводить камерой вправо-влево.
    Учтите, что при использовании этой функции автоматическая фокусировка отключается, поэтому резкость надо наводить вручную. Иллюзия ускоренного дискретного изображения (6 стоп-кадров в секунду) достигается функцией Strob.

    Покадровая видеосъемка

    Прием покадровой видеосъемки применяется очень широко: и для того чтобы во много раз ускорить движение, и для того чтобы «оживить» неодушевленные предметы. Все анимационные фильмы снимаются по кадрикам. Снимать анимацию позволяют видеокамеры JVC и ряд цифровых моделей. В камерах Panasonic и Sony есть также функция «стоп-кадра» Snapshot (Моментальный снимок), с помощью которой камера снимает стоп-кадр из памяти изображения в течение 5-7 секунд, но иллюзию движения эта функция не обеспечит.

    В белое (из белого)

    Постепенный переход всей сцены в белое и наоборот осуществляется функцией Fade. В видеокамерах JVC этот эффект достигается просто: необходимо ввести диском программы АЕ функцию FG (туманный фильтр) и затем использовать Fade.
    В видеокамерах Panasonic и Sony нет такой функции, но выход есть, и заключается он в следующем. Необходимо всегда иметь при себе небольшой белый лист бумаги и воспользоваться функцией Mix (микширование, наплыв). Для того что-бы получить нужный эффект, сделайте следующее:

    В белое — введите функцию Mix и начните съемку. По окончании ее нажмите Стоп, поместите белый лист бумаги перед объективом, установите баланс белого вручную и снимайте этот белый лист до полного «растворения» сцены, снятой ранее;
    Из белого — введите функцию Mix, поместите лист белой бумаги перед объективом камеры, установить вручную баланс белого и начните съемку этого листа бумаги. Через 4-5 секунд нажмите кнопку Стоп, направьте камеру на снимаемый объект и продолжите съемку.

    После получения эффекта не забудьте перевести видеокамеру в режим нормальной съемки.

    Затемнение (из затемнения)

    Описанный в предыдущем разделе способ может быть использован также для получения эффектов «в затемнение» и «из затемнения». Только в данном случае используется лист черной бумаги. Постепенный переход всей сцены в темноту осуществляется последовательным уменьшением экспозиции, диафрагмированием.

    В видеокамерах применяется электронное микширование в темноту функцей Fade. Эта функция может быть использована также для постепенного появления изображения из темноты. Хороша в качестве монтажного перехода.

    Мозаика

    Переход в мозаику и из нее осуществляется функцией Mosaic и используется как монтажный прием.

    Наплыв

    Постепенное исчезновение одной сцены и одновременное появление другой, когда одна картинка как бы проявляется сквозь другую, получается в результате применения электронного микширования, управляемого функцией Mix в видеокамерах Panasonic и Sony. Так как микширование делается из последнего кадрика предыдущей сцены, который попадает в память изображений, то предыдущая сцена превращается в стоп-кадр, а новая сцена накладывается на него в движении.

    Сочетание наплыва с приемом Стоп позволяет осуществить многие трюковые эффекты. В результате изменение в кадре происходит не мгновенно, а постепенно и плавно.

    Представим себе такой кадр:
    Стоит пустое кресло, и вдруг в нем, как призрак, появляется человек.

    Такой кадр снимается со штатива. Нужно включить функцию Mix и начать съемку пустого кресла. Через 3-4 секунды остановить съемку, посадить в кресло действующее лицо и продолжить съемку.

    Наплыв может быть применен в качестве монтажного приема, когда необходимо показать изменение во времени. Например, на экране показывается пейзаж — место будущего строительства завода; затем следует наплыв — и мы видим на этом же месте панораму строительства; далее опять наплыв — и на экране завершенное сооружение. Таким способом за 15—20 секунд можно показать большой отрезок времени. Съемка отдельных монтажных кадров для таких переходов должна производиться с большими интервалами, но с одной и той же точки, в одном направлении, с одной и той же кратностью трансфокации.

    Вытеснение кадра

    Различают динамическое вытеснение, когда одно изображение вытесняется другим, и шторное вытеснение, когда одно изображение вытесняется непрозрачной шторкой, а другое изображение сдвигает эту шторку в том же направлении.

    Функцией динамического электронного вытеснения кадра обладают многие современные видеокамеры. И если в вашей камере она есть, достаточно ввести функцию Wipe, и вы сможете выполнить этот прием.

    Например, вам необходимо снять автомобиль, который мчится по дороге, а затем подъезжает к подъезду дома. Введите функцию Wipe и начните съемку движущегося автомобиля по дороге справа налево, затем нажмите кнопку Стоп, переместитесь к подъезду дома и снимите (тоже справа налево) подъезжающий автомобиль и его остановку у подъезда.

    Очень важно иметь в виду, что при использовании как функции Mix, так и функции Wipe между концом первого кадра и началом второго у вас есть всего 5 минут времени, поэтому для съемки необходимо выбирать объекты, расположенные как можно ближе один к другому.

    Вытеснение шторкой выгодно отличается от динамического тем, что здесь время между кадрами не ограничено. Например, видеокамерой Panasonic этот прием выполнить очень просто. Нужно ввести функцию Wipe и начать съемку объекта. По окончании съемки нажать кнопку Стоп. Затем нажать кнопку Fade и удерживать ее до тех пор, пока кадр не станет черным, затем, все так же не отпуская ее, продолжить съемку в течение 6 секунд.

    Смещение черной шторки «живой» картинкой производится в обратной последовательности, но вначале обязательно нужно включить функцию Wipe.

    Представляет интерес использование фигурных черных шторок, которые перемещаются перед объективом видеокамеры в специальном держателе (компендиуме) с направляющими пазами (рис. 19.1).

    Компендиум Видеосъёмка со спецэффектами
    Рис. 19.1. Компендиум

    Компендиум — нужное приспособление, на котором можно закреплять светофильтры, с его помощью выполняются также некоторые эффекты. Далее на рис. 19.2 показано использование компендиума для применения шторок.

    При этом необходимо «приблизить» объект трансфокатором видеокамеры таким образом, чтобы не было видно тубуса компендиума.

    При съемке трансфокатором пользоваться нельзя.

    Видеокамеры имеют пределы фокусного расстояния трансфокатора в среднем 4-52 мм, поэтому размеры компендиума рассчитаны для фокусного расстояния 4 мм, то есть для широкоугольного положения трансфокатора (полного «отъезда») (см. рис. 19.1). Диаметр тубуса компендиума должен превышать диаметр передней линзы.объектива камеры в два раза.

    Эффекты видеосъёмки, получаемые при использовании различных конфигураций шторок в компендиуме
    Рис. 19.2.
    Эффекты, получаемые при использовании различных конфигураций шторок в компендиуме

    Применение неподвижных фигурных масок

    Иногда по ходу действия фильма надо показать сцену, видимую в бинокль, подзорную трубу, замочную скважину, полуоткрытую дверь, через окно и т. д. Для этого потребуются неподвижные фигурные маски (рис. 19.3). Чтобы контуры маски получились в кадре достаточно резкими, маску надо установить в компендиум на расстояние 84 мм от передней линзы объектива.

    Видеосъёмка с использованием Фигурных масок
    Рис. 19.3. Фигурные маски

    С помощью масок снимаются двойники, находящиеся в одном кадре, два параллельных события и многое другое.

    Комбинированная съемка

    Видеосъемка макетов

    Макетами называют уменьшенные модели любых объектов: автомобилей, самолетов, кораблей, различных сооружений.

    К съемкам моделей прибегают в тех случаях, когда в натурных условиях невозможно снять какой-то объект. Если по сценарию видеофильма необходимо показать крушение поезда, морской бой или пожар большого здания, этот эпизод можно снять, конечно, только с использованием макетов.

    Макеты необходимо изготовить очень точно. На них должны быть воспроизведены по возможности мельчайшие детали объекта, чтобы зритель, просматривая фильм, не догадался, что это подделка.

    Освещение макетов при съемке должно соответствовать тому, которое свойственно данному объекту в действительности. Для создания иллюзии реальности и воздушной перспективы между камерой и макетом устанавливается запудренное стекло или применяется туманный светофильтр.

    Дорисовка и перспективное совмещение с натурой

    Когда нужно дополнить снимаемый пейзаж какими-либо неподвижными объектами, представляющими собой большие сооружения, используют метод дорисовки кадра, или домакетки.

    Прямой дорисовкой называется перспективное совмещение рисунка с натурой.

    Совмещенный с натурой рисунок чаще всего делается на стекле, установленном перед видеокамерой (рис. 19.4). Иногда удобнее не рисовать, а наклеить рисунок или фотографию на стекло. Приклеивать нужно резиновым клеем, который не портит стекло, легко стирается и позволяет немного перемещать рисунок во время совмещения.

    Размеры стекла и его удаление от камеры должны быть такими, чтобы нарисованная часть и основные объекты съемки находились в пределах глубины резкости объектива. При этом пользоваться трансфокатором для приближения или удаления объекта съемки нельзя. Желательно, чтобы можно было изменять угол наклона рамки со стеклом по отношению к оптической оси объектива. Поворотом или наклоном рамы можно устранять видимые в стекле отражения съемочного аппарата и находящихся около нее людей.

    Таким способом можно выполнять несложные дорисовки. Более сложные рисунки делаются иначе и как можно быстрее, так как натура часто бывает изменчива.

    Заранее выбрав точку видеосъемки при нужном освещении, фотоаппаратом делают цветной слайд пейзажа в том месте, где будет происходить действие. Затем слайд помещается в диапроектор и проецируется на киноэкран по размеру стекла, на котором потом будет делаться дорисовка. Стекло накладывается на экран, и производится дорисовка в необходимом месте (рис. 19.5). Затем производится наклейка стекла. После этого можно выехать на место, где был снят слайд, установить стекло с дорисовкой, провести дополнительную коррекцию путем совмещения с пейзажем и приступить к видеосъемке.

    Видео Съемка методом прямой дорисовки
    Рис. 19.4. Съемка методом «прямой дорисовки»

    Фокусировка выполняется следующим образом: производится полный «наезд» трансфокатором, затем фокус блокируется и делается полный «отъезд» трансфокатора. Необходимо, чтобы дорисовка и натура совместились по свету, что легко получается в пасмурную погоду, при вечерних и ночных съемках. В этом случае для совмещения можно использовать различные силуэты, как при съемке через маску.

    Фронтпроекция (рирпроекция)

    Способ комбинированной видеосъемки, при котором объекты переднего плана снимаются одновременно с фоном — киноэкраном, на который проецируется киноизображение (рис. 19.5).

    Комбинированная видео съемка
    Рис. 19.5. Комбинированная съемка

    В этом случае проектор размещается с той же стороны экрана, что и камера, не- обходимо лишь, чтобы изображение на киноэкране было достаточно ярким.

    Возможно применение комбинированной съемки с помощью фронтпроекции:
    можно делать съемку и на фоне проецируемого на киноэкран слайда. Следует только иметь в виду, что действия актера будут ограничены по ширине и глубине пространства, а большие углы проекции могут привести к линейным искажениям.

    При таком виде съемки можно снимать действующее лицо только крупным планом.

    Применение зеркально-призменных насадок и оптически активных средств

    К комбинированной видеосъемке относят деморфирование, искажение и умно- жение числа изображений, получаемых с помощью зеркал, призменных насадок и других отражающих сред.

    Расширить изобразительные возможности будущего фильма видеолюбители могут простыми и вполне доступными средствами. Так, например, иногда возникает желание увидеть несколько нечеткое, размытое или деформированное изображение. Этот эффект легко получить, если на пути лучей к объективу видеокамеры установить стеклянную пластинку с нанесенным на нее тонким слоем вазелина. Вазелин здесь выступает как оптически активная среда. В зависимости от направления мазков - тампона или кисти при нанесении вазелина меняется и плоскость деформации изображения. Горизонтальные мазки растягивают изображение в вертикальном направлении, а вертикальные — в горизонтальном.

    Оптически активной средой является и косметическая пудра: съемка сквозь стекло, на которое напылена пудра, позволяет создать туманные видеокадры. Применение зеркал здесь рассматривать не будем, так как для съемки нужны зеркала с наружным покрытием, которыми видеолюбитель не располагает.

    Интересные эффекты можно получить, используя специальные линзовые и призменные насадки на объектив видеокамеры. Они не громоздки и свободно навинчиваются вместо светофильтра на объектив камеры. Такие насадки называются эффектными фильтрами. В одном из наборов эффектных фильтров фирмы Sony имеется три фильтра.

    • Множительная линза (рис. 19.6, а) позволяет получить три изображения, которые при повороте насадки могут вращаться друг относительно друга (рис. 19.6,6).
    • Рефлексный светофильтр создает четыре радужных луча, исходящие от сверкающего предмета (рис. 19.7, а и б). При вращении фильтра лучи будут вращаться вокруг своего источника.
    • Фильтр, создающий четкое изображение в центре кадра, плавно переходящее в белизну по краям (рис. 19.8, аи б). Его применение равноценно эффекту Frame в камерах JVC.

    Множительная линза. Видеомонтаж с использованием насадок
    Рис. 19.6. Множительная линза
    Видео съёмка с применением насадки радужный фильтр
    Рис. 19.7. Радужный фильтр
    Видео насадка Фильтр Frame
    Рис. 19.8. Фильтр Frame
    Применение видео насадки фильтр Spot Light
    Рис. 19.9. Фильтр Spot Light

    Если из непрозрачного (лучше черного) материала аккуратно вырезать кружок с отверстием внутри и поместить в этот фильтр, то при съемке получится эффект освещения объекта узким лучом света (рис. 19.9, а и б). Такой кадр будет равноценен применению эффекта Spot Light в камерах JVC.

    Существует множество эффектных фильтров, которые необходимо иметь видеолюбителю. Обычно пяти-шести фильтров достаточно для съемки разнообразных комбинированных кадров, а смекалка поможет сотворить и что-то новое.


    Источник: Книга "Мой первый видеофильм от А до Я", Глава 19.
    Автор : Владимир Гамалей СПб., 2006 год.

28.01.2012