• Как снять спортивный видеоурок

    Как снять спортивный видеоурок


    Техника съёмка самого себя на видео без помощника, для создания обучающего видеоматериала, может пригодиться инструкторам по фитнесу и другим спортивным тренерам. Свой спортивный видеоурок может понадобиться для демонстрационных открытых уроков, для дистанционного обучения клиентов, а также для распространения. В принципе неважно, с какой целью съёмка проводится, главное, чтобы ваше видео хорошо воспринималось потенциальными зрителями.

    Малобюджетная съёмка самой себя на примере фитнес-урока. Изначально предполагается, что у вас, по крайней мере, есть обычная любительская видеокамера и больше ничего. Итак, будем считать, что аппаратура у вас имеется, дело за малым – организовать съёмку.

    Вот тут и начинаются трудности. Казалось бы, что тут уметь – пригласить подругу или друга, который будет держать камеру в руках и снимать вас как обычно снимают документальные фильмы в духе реализма. Вы выполняете упражнения, а вас снимают. Возможно, вы уже проделывали это, но я почти уверена, что результат вас неприятно удивил.

    В чём же кроются основные ошибки. Многие наивно полагают, что всё дело в отсутствии профессиональной аппаратуры и антуража (студийных декораций). Но на самом деле, потребителям продукции нужен не антураж. Они хотят видеть выполняемые упражнения, так, чтобы можно было без труда повторять каждый элемент.

    Вы можете потратить деньги на аренду хорошей аппаратуры, и даже нанять выпускника операторских курсов ВГИКА, но в результате получить красивую, качественную картинку, насыщенную эффектами, которая будет совершенно непригодной как демонстрационный материал урока по фитнесу. В чём же тогда дело? Вот об этом самом «деле» мы сейчас и поговорим.

    ПОДГОТОВКА К СЪЁМКЕ

    Сценарий. В первую очередь вам нужно написать сценарий для вашего будущего видео. В сценарии должно быть отображено всё, что вы собираетесь показать и рассказать в той последовательности, в какой всё это увидят зрители.

    Затем, необходимо подготовить так называемую «раскадровку», где будет схематически зарисован каждый эпизод и то, что вы будете снимать в каждом из эпизодов, а также какая часть сценария к какому эпизоду относится. Какие снаряды и какая одежда будет использоваться для съёмок каждого конкретного эпизода. Все это нужно пронумеровать для того, чтобы потом использовать во время съёмки.

    Надеюсь, для вас не является секретом, что все фильмы снимаются вовсе не в той последовательности, в которой они идут на экране. У вас должно быть точно также.

    Например, сначала идёт съёмка всех эпизодов, где задействованы гантели, затем – те, в которых вы демонстрируете упражнения на коврике и т.д. Всё это должно быть записано в «раскадровке» и отмечено в сценарии.

    Такой подход позволит вам не заниматься постоянной перестановкой камеры, сменой освещения и манипуляцией с реквизитом.

    МЕСТО СЪЁМКИ И ПОЛОЖЕНИЕ КАМЕРЫ

    Теперь вам нужно выбрать место съёмки и положение камеры. Для камеры лучше всего использовать штатив, потому что «трясущийся кадр» сильно раздражает зрителя и мешает ему воспринимать происходящее на экране.

    Место для съёмки подбирайте так, чтобы обеспечивалась хорошая освещённость, но без резких переходов от света к тени. Возможно, для этого вам придётся использовать дополнительные источники света. В общем случае вполне могут подойти настольные лампы (1-2 штуки).

    Теперь вам нужно определить размер кадра. Для этого возьмите свою «раскадровку» и начинайте прорабатывать эпизод за эпизодом.

    Посмотрите через камеру на то место, где будут разворачиваться действия, и какими-нибудь маркерами отметьте на полу и стенах границы кадра. Можете использовать клейкие стикеры или обычные кнопки, между которыми протянуты нитки.

    Включите камеру в режим записи, войдите в кадр, и попробуйте подвигаться в течение двух минут, так же, как вы будете это делать, показывая упражнения. Посмотрите сделанную запись и откорректируйте положение камеры, «приближение/удаление», а также границы кадра, чтобы во время съёмок не покидать его. После того как все настройки сделаны – отметьте всё в «раскадровке» и в сценарии.

    Затем переходите к настройкам для следующего эпизода. Коррекцию кадра вам придётся делать неоднократно. Например, будут эпизоды, где потребуется показать крупным планом ноги или руки. Положение вашего тела во время выполнения упражнений также может потребовать изменений положения камеры и корректировки освещения.

    Например, для съёмок упражнений лёжа на коврике, потребуется изменить положение камеры и переустановить освещение. Все изменения записывайте в «раскадровку» и отмечайте в сценарии. Эта предварительная работа избавит вас от лишней суеты во время проведения съёмок.

    СЪЁМКА

    Здесь тоже нет ничего сложного, но определённые приёмы знать необходимо. У вас есть «раскадровка» и сценарий. Вы провели все подготовительные работы и теперь можно приступать непосредственно к съёмке. Наверное, вы видели, как снимают фильмы.

    Перед тем как начать снимать очередной эпизод, используют хлопушку, на которой что-то написано. Это «что-то» как раз и есть номер из «раскадровки», который затем используется для того, чтобы в правильной последовательности смонтировать фильм и выбрать наиболее удачные дубли.

    Не секрет, что во время съёмок вы ни один раз собьётесь, поэтому вам тоже понадобится снимать несколько дублей одного и того же эпизода. Поскольку хлопушки у вас нет, начинайте каждый эпизод с того, что произносите громко вслух номер эпизода и номер дубля. Например, «Эпизод двенадцать, дубль первый».

    Потом делаете небольшую паузу и начинаете выполнять то, что предусмотрено сценарием. Таким образом, вам не придётся каждый раз бегать и включать/выключать камеру. Если вы сбились просто останавливаетесь, снова объявляете — «Эпизод двенадцать, дубль первый» и повторяете упражнение снова. Если в процессе выполнения съёмки вам что-то не понравилось, и вы считаете, что можете сделать лучше, снимите второй дубль, объявив — «Эпизод двенадцать, дубль второй».

    После того как вы закончили выполнять все действия, предусмотренные по сценарию, в данном эпизоде тоже сделайте паузу и объявите вслух — «Эпизод двенадцать, дубль второй. Снято!». Как вы уже поняли, у вас будут получаться удачные дубли с объявлением в начале и в конце, и неудачные с объявлением только вначале. Потом это очень поможет отсеять неудачные дубли и не тратить на них время при монтаже.

    МОНТАЖ

    Когда съёмка завершена, можно приступать к обработке материала, для чего необходимо сбросить видео с камеры на компьютер. Ваша «раскадровка», сценарий и объявления, которые вы делали перед началом каждого дубля, будут служить ориентирами для правильной последовательности монтажа. При монтировании своего видео вы можете использовать любую из бесплатных программ для видеомонтажа.

    В процессе монтажа, вам нужно последовательно выбирать наиболее удачный дубль в каждом эпизоде, вырезать из него ваши объявления в начале и в конце, подгонять начало и окончание эпизода, убирая лишние паузы. Каждому обработанному эпизоду не забывайте присвоить имя файла, так, чтобы однозначно понимать какой это эпизод по номеру, потому что ваши объявления уже будут вырезаны и никаких ориентиров не останется.

    Во время монтажа может выясниться, что некоторые эпизоды нужно всё же переснять. Не думаю, что это вызовет трудности. Как снимать, вы уже знаете.

    После окончания работ по подготовке всех эпизодов, их нужно «склеить». «Склейка» может быть простой, но если вы хотите, можете добавить видеоэффекты между эпизодами. После склейки всех эпизодов, при помощи тех же программ для видеомонтажа, можно накладывать музыкальное, речевое сопровождение и титры.

    Вот и всё – ваше видео готово!


    Источник: Ирина Парусенкова (руководитель студии, мастер спорта по спортивной гимнастике)

10.11.2012