Если вы только-что купили видеокамеру и начинаете снимать домашнее любительское видео, то вам может показаться, что для успеха достаточно иметь волшебный инструмент – камеру для съёмки видео, а всё остальное приложится. Однако вы глубоко заблуждаетесь. Вы это поймёте когда ваши первые, отснятые кадры увидят знакомые и после чего настроение у вас резко ухудшится, а уверенность в своих возможностях – исчезает.
Вернувшись с праздника, прогулки или дружеской вечеринки, где вы, что-то снимали, перемотав кассету на начало, нажимаете на «Play»... И внезапно понимаете, что снятый вами материал никуда не годится. Картинка трясётся, не давая толком понять, что именно происходит на экране; в самый неподходящий момент пропадает резкость, а цвета искажены до неузнаваемости.
Хуже того, снятые эпизоды невыносимо длинны и вовсе не стремятся выстраиваться в историю, хотя, казалось бы, вы всё время находились в гуще событий и просто обязаны были получить захватывающий «репортаж». Ситуация кажется безнадёжной, но... НЕ СПЕШИТЕ ОПУСКАТЬ РУКИ: операторами не рождаются, а становятся.
Научиться основам мастерства не так уж и трудно. Чтобы начать получать кадры и монтировать из них фильмы, которые не стыдно показать друзьям, нужны начальные знания приёмов, рассмотрению некоторых из которых и посвящена эта статья с советами для начинающих операторов, видеолюбителей.
Снимать можно часами, пока не закончится батарейка, но впоследствии смотреть такое видео будет скучно. При монтаже лишнее всегда можно отрезать... но зачем тратить силы и заряд аккумулятора на то, что отправится «в корзину»?
Соотношение «продукт/сырьё» при любительской видеосъёмке составляет примерно 1:6. Если вы хотите смонтировать 30-минутный фильм, то двух-трёх часов съёмки будет достаточно. Средняя продолжительность кадра у профессионального оператора – 5–6 секунд (максимальная длительность кадра не должна превышать 30 секунд, но лучше – меньше), то есть в готовом фильме количество кадров может достигать 300.
«Голливудский стандарт», согласно которому на протяжении 30 секунд экранного времени меняется 27 кадров, недостижим не только для видеолюбителей, но и для большинства операторов, работающих на телеканалах. Но стремиться к нему и не нужно – вы же снимаете не блокбастер, а любительский фильм!
ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ – это съёмка кадра статичной камерой, то есть на протяжении всей съёмки камера сохраняет неподвижность в пространстве. В этом, вы можете убедиться самостоятельно, просто включив телевизор – большинство кадров и в репортажных телепередачах и в самых динамичных боевиках отсняты именно неподвижной камерой. Из этого правила есть исключения и немало. О них вы можете узнать скачав журнал ComputerBild №15 2007год в pdf формате.
ЧАСТЫЕ ОШИБКИ НАЧИНАЮЩИХ ОПЕРАТОРОВ
1. Первая и главная проблема - это дрожание и рывки камеры при съёмке
Видеосъёмка "с рук" требует определённого опыта, хотя ничего сложного нет. Запомните основные правила: не держать камеру на вытянутой руке, держать двумя руками (одна охватывает камеру, другая подпирает первую), прижать локти к телу или даже упереть в живот, при возможности использовать дополнительную опору (перила, дверной косяк и пр). По этой же причине старайтесь не снимать на ходу, получите тряску и дрожание кадра.
Метод борьбы - Использовать штатив, треногу с плавающей головкой.
2. Быстро водят камерой из стороны в сторону. Как это выглядит на экране объяснять не нужно
Метод борьбы - Частая практика с последующим отсмотром и монтажом отснятого.
3. Не могут следить за Центром кадра на экране, то пол с ногами, то небо с головами. На многих камерах, то что видно в видоискатель, далеко не то, что видно на экране
Метод борьбы - Частая практика с последующим отсмотром и монтажом отснятого.
4. Не могут следить за настройкой Баланса Белого. На экране, преобладает один из цветов, например изображение с желтизной или синевой
Метод борьбы - Внимательно изучить инструкцию к своей камере, и стараться не переходить во время съёмки из помещения в помещение, особенно на улицу и с улицы.
5. Привычка поворачивать камеру набок
Чаще всего это происходит, когда не всё, что надо, умещается в кадр по вертикали. И что хочется сделать? «Вот я сейчас разверну камеру, и сверху всё влезет, и сбоку ничего лишнего, как будет здорово»… А в результате – на экране ТВ или монитора мы получаем человека, лежащего на боку, или дерево, растущее из правой стороны экрана. Поворот спасает только фотографию. Дело в том, что фото легко развернуть вертикально, и смотреться это будет хорошо, а вот видео разворачивать и трудно, и бесполезно – экран-то всё равно горизонтальный.
Метод борьбы - Просто отойти немного подальше, и всё уместится.
6. «Здесь был Вася» - или Я на фоне всего
Увидев что-то необычное, хочется сняться на память: «я здесь был». Берём камеру, направляем на себя, гордо улыбаемся и… получаем съёмку, в которой в половину замечательного вида – собственная физиономия. То есть вид вроде бы остаётся, но он как бы где-то далеко, да ещё невыразительный, и вообще не понятно, где это он?
Метод борьбы - снимите именно красоту, поборите соблазн влезть в кадр. Все и так поймут, что вы - автор, порадуются и восхитятся.
7. Забыл выключить камеру…
ЭТО ВЫГЛЯДИТ ТАК: видим вполне обычную картинку, вот люди, лица, кто-то улыбнулся, кто-то смешно чихнул и вдруг… бац! На экране – пол, стена, потолок, а ещё и трясётся… Человек с камерой упал! Ничего подобного - ему просто надоело снимать и он опустил руку с камерой, а вот выключить её забыл.
Метод борьбы - всегда помните о том, включена сейчас запись или нет. Результат - больше свободного места на кассете, и видео без "мусора".
8. Снимать всё подряд
Почему-то на видео о, скажем, дне рождения, присутствуют какие-то собачьи носы, дохлые птицы, ручка соседской двери, бесконечные проходы из одной комнаты в другую… Зачем вам всё это? Потом же придётся резать или долго мучительно перематывать кассету…
Метод борьбы - Может, в тот момент эта деталь показалась интересной, но удержитесь - не жмите на кнопку. Избавите себя от лишних хлопот, вырезая это. Вряд ли вы будете использовать такие кадры, а друзья вообще не поймут "глубокого смысла".
9. Горизонт посередине
Очень распространённая ошибка. Вроде бы всё логично – горизонт - ровная линия, точно делим кадр пополам, и небо захватил, и землю, всё поровну… но – смотрится почему-то как-то не так, невыразительно, и сверху пространства не хватает…
Метод борьбы - На самом деле, горизонт в кадре располагают либо ближе к верхней, либо к нижней части кадра – пейзаж получится гармоничным.
10. Сначала наснимаю – потом исправлю
Мы только что освоили цифровой монтаж и умеем резать, увеличивать кадр, замазывать детали. И кажется: вот ничего, что там в углу веточка мешается, и так сойдёт, я потом на компьютере вырежу. Лень выставлять экспозицию – выкручу на компе… И получается, что вы потом часы просиживаете дома, подправляя и вырезая ненужное, выкручивая цвета, копаясь в толстом мануале… а есть "косяки", которые исправить в принципе нельзя.
Метод борьбы - Старайтесь снимать сразу так, как должно получиться на экране. Минимум обработки и собрать готовое видео будет гораздо легче.
11. Использование цифрового зума (увеличение)
Если взглянуть на камеру сбоку, часто можно увидеть надпись вроде: Digital Zoom 120х!!! Конечно, сразу захочется купить эту камеру (ну надо-же-какой-зууум!). Не обольщайтесь. Такого зума у обычных камер не бывает, речь идёт о цифровом увеличении. Камера не приближает в 120 раз, а вырезает средний кусок картинки и растягивает его. Естественно, с потерей качества. С тем же успехом можно увеличить кадр в монтажной программе. Значение "реального" зума (оптическое увеличение, Optical Zoom) - обычно в пределах 5 -15х.
Метод борьбы - Цифровой зум нужно сразу выключать.
Это главные технические ошибки начинающих видеооператоров-любителей, исправив их, съёмка будет смотреться значительно лучше.
Видеоуроки по видеосъёмке и монтажу:
Композиция кадра: «Золотое сечение и правило третей» и Ассоциативный монтаж
Источник: EditLw.Ru