Google Translate



онлайн видео

January 18 2014

Изготовление и съёмка титров в советском кино

Изготовление и съёмка титров в советском кино


Титры в советское время изготавливали отдельно. Проблема была в технической отсталости студий - в СССР не было вообще оборудования для субтитрования. Субтитры выполнялись вручную на студии и это занимало уйму времени - субтитры для Вестсайдской истории (а ведь в ней 3 песни были дублированы) делали целых полгода.

С начала 80-х годов от них вообще отказались и русский текст к песням просто зачитывали. Были большие проблемы и с заменой титров на русские, из-за чего также порой приходилось их зачитывать, а на студии Горького делали так: оригинальные титры с фильма удаляли (они обычно шли на фоне природы или типа того) а русские титры с перечислением участников шли на каком-нибудь цветном постоянном фоне. На студии Довженко и на Мосфильме оборудование было получше, там титры давали на фоне картинок-наплывов из фильма, а на союзмультфильме и ленфильме могли и заменить титры. Просто удаляли титры на иностранном языке и на тоже место ставили свои, при этом изображение несколько осветлялось.

Кинотрюки изготовления и съемки титров в эпоху советского кино

Любой хорошо отснятый и удачно смонтированный фильм не может считаться законченным, если он не снабжен титрами.

Все фильмы, которые мы смотрели в советское время, обязательно имели название и заканчивались словом "Конец". Во времена немого кино фильм всегда начинался с названия, за которым следовали заглавные титры. Демонстрация немого фильма сопровождалась субтитрами, которые поясняли зрителю ход действия фильма. Субтитры уже давно не используются, зато не так давно вошло в моду показывать заглавие фильма не в самом его начале, а только после нескольких кадров. Существует бесконечное разнообразие титров и заглавных титров, и в каждом новом профессиональном фильме они новые, отличные от уже известных. Титры даже являются предметом активного творческого поиска, так как они с самого начала определяют характер фильма.

Кинолюбитель в состоянии сам, своими скромными средствами создать кинофильм, придумав к нему титры и используя для заглавных титров различные остроумные способы демонстрации (например, покадровое изображение, мультипликация, многократное экспонирование или наплывы).

Наиболее оригинальные титры можете создать только вы сами

Материал. Раньше, чтобы создать короткометражный фильм, пользовались специальным станком, т.е. своего рода рамой (каркасом), на которой с одной стороны закреплена подставка для титров (монитор), а с другой — подставка для кинокамеры. Таким способом объектив фокусировали на титры и добивались необходимой корректировки параллакса. При современных кинокамерах с отраженным визиром и настройкой на матовое стекло в большинстве случаев станок для титров больше не нужен. Титры можно снимать непосредственно, и они выйдут четкими и хорошо впишутся в кадр.

Удобнее всего снимать титры стоя, разложив буквы на полу. Тогда вам не нужно приклеивать буквы или использовать намагниченные буквы, как раньше. Благодаря возможности менять фокус (пользуясь объективом с переменным фокусным расстоянием) можно получать заглавные буквы для коротких титров и прописные буквы для длинных.

Если вы хотите сделать самопишущиеся титры — поднимающиеся по экрану, следующие друг за другом, поворачивающиеся и т. д., то приобретите набор всех необходимых для этого технических средств: вращающуюся площадку, барабан, шторку и т. д.

Титры, отснятые во время съемки фильма. Прежде чем говорить о титрах, которые вы изготовляете у себя дома и снимаете часто при искусственном освещении. Рассмотрим титры, которые можно отснять во время съемки самого фильма.

В фильме о путешествии, например, можно заснять название города, которое видно на здании вокзала, на указательной панели или даже на проспекте для туристов и т. д. При этом избегайте неподвижного изображения, старайтесь включить текст в панораму фильма, проводя съемку вертикальным или горизонтальным движением камеры. Это сразу даст вам почувствовать всю атмосферу фильма с его следующими друг за другом эпизодами. Здесь можно фантазировать как угодно: писать титры мелом на стене, чертить буквы на снегу, на песке. При этом не забывайте, что тот или иной титр обретает свой смысл только тогда, когда вы логически свяжете его с соответствующими кадрами.

Изготовление титров дома. Если вы обладаете некоторыми способностями к рисованию, то прекрасно сможете сделать титры от руки, нарисовать и раскрасить их на одноцветном или любом другом фоне.
Используются, как правило, белые буквы на цветном фоне, но можно также использовать цветные буквы на фоне другого цвета. Можно также приспособить естественный фон из различных материалов, раскрашенных в различные цвета: от пробки, гофрированного картона, камня, дерева вплоть до обоев, тканей, почтовых открыток и репродукций с картин.

Если фильм черно-белый, вы можете свободно варьировать материалы для фона и букв. Например, можно использовать буквы из пробки на коричневом фоне из гофрированного картона. В продаже имеются самые разнообразные материалы для букв: дерево, пластмасса, пробка, самоклеящаяся лента и т. д. Эти материалы можно окрасить или оставить неокрашенными.

Если фильм цветной, окраска титров должна гармонировать с цветом первых кадров, следующих за ними. Например, заглавие фильма о зимнем спорте можно изготовить из белых букв на голубом фоне, так как за этими титрами сразу же последует горный пейзаж, покрытый снегом и освещенный солнцем.

Буквы для заглавных титров можно наклеить на войлок и потом вырезать. Тогда они станут слегка выпуклыми, рельефными, и будут хорошо видны при освещении заглавия сбоку косым светом.

Текст титров. Для фильма, который предназначен для узкого семейного круга, достаточно названия, указывающего место и дату съемки. Заглавные титры также простые: фильм создан таким-то и таким-то и т. д. Если же фильм со сценарием, он должен содержать, как правило, список действующих лиц и помощников при съемке. Субтитры употребляются только в фильмах о путешествиях, для пояснения географических карт, в мультипликациях.

Фотографирование титров. Для черно-белых фильмов можно использовать любой источник искусственного освещения. В то же время для съемки необходимо зарядить кинопленкой для искусственного света и использовать лампы повышенного напряжения, либо использовать проекторы с йодо-кварцевой лампой, дающей тот свет, для которого фильм был сбалансирован.

Можно обойтись только одной лампой, помещенной рядом с объективом и снабженной рефлектором, концентрирующим весь свет на титрах. Если титры больших размеров, лучше использовать два источника света, так, чтобы их лучи пересекались на титрах. В обоих случаях не допускайте, чтобы свет попадал в объектив: загородите его, например, зонтом.

Если камера заряжена пленкой для дневного света, вы все же можете снимать титры при искусственном свете, однако при условии, что используются лампы менее мощные. Титры можно снимать.и при дневном свете, расположив их, например, напротив открытого окна. Однако лучшие результаты дает искусственное освещение, которое к тому же освобождает от необходимости регулировать диафрагму вручную.

Установка диафрагмы. Если у вас есть фотоэкспонометр, его можно направить на титры и сразу же определить нужную величину диафрагмы. При этом лучше поместить титры на серый картон, так как темный или слишком яркий фон может исказить результаты измерения диафрагмы.

Длина титров. Продолжительность показа заглавия зависит от длины текста. У зрителя должно хватить времени его прочитать. Поэтому для определения длительности показа титров рекомендуется прочитать текст самому либо очень медленно один раз, либо быстро три раза. Если показ титров длится слишком долго, то при монтаже всегда легко будет вырезать какую-либо часть.

Трюки

Кинотрюки не всегда удается сделать во время натурных съемок, зато их сравнительно просто отснять у себя в квартире в спокойной обстановке.

Среди различных видов кинотрюков следует упомянуть: наплывы — съемку в затемнение и из затемнения, наплывы, переходящие один в другой, шторки, перемещение объектов в обратную сторону и, наконец, мультипликацию путем покадровой съемки (два последних способа съемки часто комбинируют).

Перемещение объектов в обратную сторону. Чтобы выполнить этот трюк при обычных съемках, камеру переворачивают. Кадр будет тогда перевернут. Пленку при этом перезаряжают так, чтобы слой желатина и светочувствительный слой поменялись местами. Затем под углом 45° перед объективом ставят зеркало. Изображение перевернется снова и будет уже прямым. Если речь идет о титрах, достаточно поместить их вверх ногами и затем при съемке разбросать. При монтаже часть пленки с титрами будет склеена с основной пленкой. При проектировании фильма разбросанные буквы начнут как бы сбегаться со всех сторон и образуют текст, в котором буквы расположены по абсолютно прямой линии.

Мультипликация. Почти все кинокамеры снабжены устройством для покадровой съемки. Не забывайте, что скорость обтюрации при такой съемке меньше, чем при обычной, поэтому делайте коррекцию диафрагмы.

Мультипликация позволяет изготовлять титры, текст которых постепенно выписывают на экране. Этот метод также широко используется при съемке мультипликационных фильмов. Чтобы зрители лучше восприняли какое-либо путешествие, показывают карту страны со всеми городами на пути следования. На карте в это время появляются названия каждого из этих городов. Можно показать маршрут между двумя городами белой линией, сплошной или пунктирной, бегущей от одного пункта к другому. Вдоль линии маршрута можно передвигать маленький силуэт самолета, парохода и т. д.

Карту путешествия или самодвижущиеся титры сначала изготовляют полностью, а затем фиксируют в перевернутом виде. При этом название или пунктирную линию закрывают черным каше. Производят замедленную съемку и через каждые два кадра отрезают небольшой участок каше, либо передвигают вдоль маршрута путешествия маленький пароходик или уменьшенную модель автомобиля. При монтаже эти кадры переворачивают, так что при демонстрации фильма пунктирная линия удлиняется, а из букв составляется название городов и т. д.

Двойное экспонирование. Этот вид трюковой съемки широко используется в профессиональных фильмах: титры пишут белыми буквами на движущемся фоне в соответствии с содержанием фильма или даже на фоне тех кадров, которые последуют непосредственно за текстом.

Двойное экспонирование легко выполняется в лаборатории посредством контртипа (дубль-негатива). Любитель, не пользующийся копией, должен уметь выполнить двойное экспонирование при съемке. Если в камере есть приспособление для обратного прокручивания пленки, сделать двойное экспонирование не составит большого труда. Однако в некоторых камерах есть приспособление обратного хода, рассчитанное лишь на несколько десятков сантиметров пленки. В таких случаях снимают сначала первую половину фильма, затем в темной комнате пленку перематывают, чтобы отснять на нее вторую часть. Титры рекомендуется делать белыми буквами на резком черном фоне (войлоке или бархате). Таким способом можно делать любые трюковые съемки. Двойное экспонирование, как видно, выполняется довольно просто, так как титры изготовляются без каких-либо затруднений.

Наплывы

Наплывы еще используют при съемках титров, тогда как при съемках фильмов их уже не употребляют. Наплывы выполняют тремя различными способами: в диафрагму, путем затемнения диафрагмой объектива и обтюратором. Если название "наплыв" применимо ко всем трем методам, то результаты получаются различные.

Наплыв в диафрагму. Диафрагму — регулируемый круглый обтюратор — помещают перед объективом. Рычажок позволяет уменьшать диаметр отверстия до полного закрытия. При демонстрации кадр находится в круглом отверстии, которое постепенно уменьшается. Чем дальше от объектива находится обтюратор и чем меньше его отверстие, тем более четкими получатся края, изображение сохранится одинаково четким и ясным с начала до конца демонстрации, а предмет, на который хочется обратить особое внимание, будет полностью изолирован от других черной рамкой.

Затемнение диафрагмой объектива. Его можно осуществить только при условии, что диафрагма почти полностью открыта. Здесь необходим серый нейтральный фильтр с коэффициентом 4. При демонстрации правильно экспонированный кадр затемняется все больше и больше, до тех пор, пока не станет совершенно черным (съемка в затемнение). Если же кадр черный, он постепенно просветляется до тех пор, пока не примет нужную плотность (съемка из затемнения). Наплыв, переходящий один в другой, является комбинацией этих двух наплывов с двойным экспонированием путем обратного прокручивания пленки. Так как объективы, за редкими исключениями, не дают полного затемнения, наплывы начинают или заканчивают, закрывая объектив рукой.

Наплывы обтюратором. Этот метод дает наилучшие результаты. Наплывы достигаются не путем диафрагмирования объектива, а постепенным закрыванием створок обтюратора.

Наплыв методом съемки в затемнение и из затемнения. Проще всего такие наплывы выполняются с помощью двух поляризующих фильтров, которые монтируются в одной оправе. Один из фильтров укреплен неподвижно, а другой поворачивается вокруг своей оси и постепенно, равномерно, в определенном порядке затемняет или просветляет кадр.

Наплывы, осуществляемые автоматически. Такие наплывы получают с помощью специального приспособления, которое имеется в некоторых усовершенствованных камерах.

Длительность наплывов. Как правило, наплывы должны демонстрироваться не более 4—5 с, некоторые даже 1 с. В цветных фильмах, где недодержка часто вызывает появление нежелательных оттенков, наплывы должны быть максимально короткими. Наплывы при изготовлении титров. Для перехода от одних титров к другим или от титров к первым кадрам фильма используются наплывы, переходящие или не переходящие один в другой. Обязателен наплыв при окончании фильма, при показе слова "Конец".

Титры в домашних условиях (видеоурок)

Другая публикация "Титры для видео. Создание текстовых надписей" по адресу http://editlw.ru/articles.php?article_id=311


Источник: http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-31/11.htm